среда, 7 апреля 2010 г.

Как начать свой бизнес в торговле одеждой секонд-хенд


Экономические предпосылки

В условиях современного вялотекущего экономического кризиса, которому (по крайней мере, у нас в стране) конца и края не видно, организовать свой бизнес стало, если не совсем нереально, то уж точно очень трудно. И дело даже не в отсутствии банковских кредитов и программ развития малого бизнеса, а в простом снижении потребления, вызванного обеднением населения.

Не будем развивать эту тему, просто отметим, что продать что-нибудь стало очень сложно. И тут, как обычно , тоже есть свое но! Есть группы товаров, которые потребитель не может не покупать. Это так называемые товары первой необходимости, в список которых входят продукты питания, лекарства, предметы гигиены, одежда и обувь и т.п. В этих отраслях с приходом кризиса тоже произошли серьезные изменения, но их природа немного другая – произошло смещение спроса в более дешевые сегменты. Но если в торговле продуктами питания и им подобным в основном произошло замещение отечественными более дешевыми аналогами, то в сегменте одежды нашему и так не особо балованному покупателю отступать дальше некуда – остается только удовлетворяться результатами труда великого китайского народа.

А что делать, если не хочется ходить в футболках линяющих после первой стирки, расползающихся кроссовках, куртках, теряющих форму после недели носки, и джинсах, у которых вытягиваются коленки на второй день? И тут на помощь приходит уже почти забытый с 90-х «секонд хенд». Многие морщатся при этом слове, особенно мужчины, но тем не менее втихаря дома меряют вещи, принесенные женой из «стока» (этим словом часто подменяют «секонд хенд» желающие обмануть себя). И, наблюдая открытия в каждом городе десятками и сотнями магазинов секонд хенд и стоков, уже однозначно можно сказать, что «секонд» плотно вошел в нашу жизнь. Я не буду рассказывать душещипательных историй про мерседесы под магазинами секонд хенда и выбивать слезы рассказами звезд там одевающихся, скажу лишь одно – в гардеробе большинства украинцев есть хотя бы одна вещь секонд хенд.

Бизнес с нуля

Я, когда слышу фразу «бизнес с нуля» от кого-нибудь, пытаюсь определить, кто передо мной: аферист, неразочаровавшийся романтик или представитель известной канадской компании, что по сути есть нечто среднее. Начать бизнес, не вложив в него денег, невозможно! Уверен, что найдутся многие желающие со мной поспорить, надеюсь, что это неразочаровавшиеся романтики…

Но, бизнес, который можно начать с небольшими вложениями часто соизмеримыми с двух-трех месячными бюджетами средней семьи, я лично отношу к понятию «бизнес с нуля». Торговля секонд хендом это и есть тот вариант, когда нужно только немного денег и личное участие. Особых знаний тут не требуется, а первоначальные затраты на открытие небольшого магазина будут составлять от 2 000 долларов. Конечно все зависит от размаха, но при желании и, делая некоторые несложные вещи своими силами, можно в эту сумму уложиться. Главное не попасться на удочку благодетелю–жулику, который убедит вас, что для начала нужно взять у него 2-3 тонны отличного немецкого оригинала, и тогда Вам будет счастье.

Бизнес-план магазина секонд хенд

Бизнес-план магазина секонд хенд, поможем, наладим - весь рунет последнее время пестрит этими словами и всевозможными их комбинациями. Тысячи людей стоят в очереди, чтобы помочь Вам открыть магазин секонд хенд именно в вашем уникальном городе, районе, микрорайоне. Верите? Можете не отвечать, так как на поисковых серверах запросов на эти ключевые слова на порядок больше. А мне интересно, если Вы собрались открывать магазин этого направления, зачем Вам бизнес-план? Нет, ну если хотите выпустить акции своего магазина или взять в банке кредит на развитие, тогда конечно, а если собираетесь работать и продавать, то Вам не нужен бизнес-план, нужны лишь несколько цифр и знание нескольких вещей. На них я и хочу обратить Ваше внимание ниже.

Основные факторы успеха магазина секонд хенд

Хотелось бы начать со СВОТ-анализа. Шутка. Сколько не анализируй, успех магазина секонд хенд в основном зависит от трех «М»: место, место, и еще раз место. Опять же найдется много специалистов маркетологов-мерчендайзеров, которые попытаются убедить Вас в том, что можно раскрутить любое место при помощи рекламы, и с удовольствием в этом помогут (за Ваши деньги), и, возможно, это даже будет иметь эффект, но, в это время, Ваш конкурент на более удобном месте будет зарабатывать деньги, не вкладываясь в рекламу. Поэтому, не наступайте на чужие грабли, лучше сразу потратьте время на поиск хорошего места. Основной критерий – пешеходный поток мимо дверей магазина – измеряется легко, стоим и считаем проходящих людей. Наличие остановок общественного транспорта приветствуется. Да, и осторожно относитесь к помещениям в самом центре города, часто магазин с втрое меньшей арендой в спальном районе города дает намного больший оборот.

Второй значимый фактор будущего успеха - товар, а точнее его соотношение цена-качество. Как правило, когда вам будут рассказывать про оптимальное соотношение цена-качество, понимайте, что это значит г.., но дешево. Сразу уясните себе, что есть два вида товара: хороший и дешевый. Среднего не дано, но всегда есть возможность взять и одного и другого. От того, какой товар будет в магазине со старта, на вторую половину зависит успех магазина. Подробнее ассортимент магазина мы рассмотрим далее. Сейчас главное понять одно – если Вы ошибетесь с выбором поставщика и товара, то сушите весла. Расскажу Вам по секрету, в рунете куча объявлений с предложениями оптовых поставок английского оригинала партиями от тонны по цене ниже двух долларов, при покупке которого Вам максимум дадут просмотреть один мешок и расскажут про то, что секонд хенд – это лотерея. Это на 90% т.н. одноразовые торговцы хламом. Они знают, что второй раз Вас не увидят и поэтому постараются «втюхать» за этот один раз поболе. Нормальный поставщик не будет ограничивать вас в партии товара и не будет запрещать просматривать товар, в разумных пределах, конечно. У него не будет хлама, по причине, описанной классиком: для того, чтоб продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить это самое ненужное. Да, и чуть не забыл, английского оригинала на Украине за полтора доллара не бывает в природе.

Открытие магазина секонд хенд

Итак, мы нашли помещение, договорились с поставщиком, что дальше? Давайте коротко пройдемся по основным действиям.

Ремонт помещения. Не советую особенно заморачиваться, т.к. стояки с вешалками и так должны закрыть все стены, возможно разве что слегка освежить побелку.

Торговое оборудование – звучит веско, предложений куча, цены разные. Реально, нужны только трубки, на которые можно вешать плечики с одеждой, несколько полок и пара-тройка корзин. Самый простой вариант, если возможно, использовать стены, а лучше всего, пройдитесь по работающим магазинам секонд хенда, не забывайте про правило велосипеда. Кстати, не советую опускаться до торговли из ящиков и коробок.

Реклама – вариантов море, желающих помочь еще больше, никто Вас не ограничивает в выборе каналов рекламы, но для начала возможны три основных канала:

- внешняя визуализация помещения, то бишь вывеска, любая на Ваш вкус, лишь бы была заметна, полезно еще поставить штендер, по-простому «спотыкач»;

- рекомендационная реклама, через каждого удовлетворенного клиента;

- безадресная рассылка по близлежащим домам, варианты от разноски распечатанных на принтере листовок по почтовым ящикам соседних домов, до раздачи промоутерами типографских флаеров.

Вышеперечисленного для начала хватит, а дальше решайте сами, если правильно сделаете все вышеописанное, времени на остальное не останется.

Ценообразование и товаропродвижение – все в Ваших руках, ограничусь лишь перечислением основных методов:

- продажа вещей на вес с фиксированной ценой за килограмм, используется чаще при торговле дешевым секонд хендом;

- продажа на вес с изменяемой ценой, например в день завоза 50 грн/кг и далее с уменьшением до 10 грн/кг – весьма эффективный метод для товара средней категории;

- продажа по фиксированной цене за вещь – каждая вещь оценивается и обозначается ценником – весьма трудоемкий но эффективный метод для торговли средним и дорогим секонд хендом;

- комбинации в различных пропорциях вышеперечисленных методов. Универсального решения нет, выбор за Вами, могу только отметить одну закономерность: чем дешевле товар тем ближе к весу, чем дороже – к ценникам.

Продавец – решение по персоналу принимать лично Вам. Традиционно, секонд хенд считается семейным бизнесом, т.к. очень сложно контролировать и вести учет товара, в любом случае, во-первых, желательно, чтобы это был человек, которому Вы доверяете, а во-вторых, хотя бы для начала, нужно лично постоянно находиться в магазине. Благодаря последнему, сможете изучить спрос, устранить недоработки, «обжить» магазин.

Вот, теперь вывеска висит, плечики ждут, продавец в нетерпении.

Покупка товара, формирование ассортимента

Опять же, тут Вам придется взять ответственность за принятие решения на себя, я лишь попытаюсь описать возможные варианты и основные принципы.

Во-первых, в торговле секонд хендом мы имеем дело в специфической и неравномерной структурой спроса. Например, на пять женских вещей продается в лучшем случае одна мужская, но в любом случае Вам придется лично изучать структуру спроса в Вашей местности. Во-вторых, в выборе между дешевым и хорошим товаром, придется перепробовать различные комбинации, но полностью отказаться от одного или второго не получится без потери части клиентов.

Необходимое количество товара для открытия магазина вычислить несложно – это около 10-15 кг на квадратный метр помещения (оригинала больше, сортировки меньше) и не забываем, что минимум раз, а лучше два раза в неделю придется довозить товар, а значит необходимо иметь товар про запас.

Тяжелее всего будет сделать выбор между торговлей оригиналом и сортировкой:

Оригинал – у нормального поставщика Вы покупаете оригинал, который поступает непосредственно от места, где его собрали без отбора и сортировки. Если товар пришел из богатого города/района/страны, то высока вероятность того, что там будут новые вещи с ценниками и вещи без износа, модные и эксклюзивные вещи. Самый качественный оригинал поступает из северных районов Англии и Шотландии, хотя мнений на этот счет много, но есть одна закономерность – чем страна ближе к нам, тем ниже качество. Относительно невысокая цена оригинала омрачается рисками, такими, как получить высокий процент неликвида и мусора или отложить на склад более половины несезонных вещей и на длительное время заморозить средства.

Сортировка – различные виды сортировки по разным критериям поначалу могут Вас запутать, но в дальнейшем Вы будете чётко знать свои потребности, тут уж, не попробовав, не узнаешь. В работе с сортировкой не может не радовать тот факт, что всегда можно взять то, что нужно и в нужном количестве (не забываем про неравномерность спроса), да и мусор и рванье туда уважающий себя поставщик совать не станет. Сортировки бывают по типам (куртки, футболки, джинсы и т.п.), качеству (от экстры то ветоши), гендерным и возрастным типам (детский, женский, мужской) и различные их комбинации (например зимний детский экстра микс) и для новичка тут действительно легко запутаться, поэтому придется просить совета у поставщика, смотреть и пробовать. Кстати, советую осторожно относиться к всяким супер-экстра, крем-шопам и другим супер-пупер сортировкам, т.к. часто за красивыми названиями с заоблачной ценой пытаются продать обычный первый сорт. Хочу отметить тот интересный факт, что на сортировочных фабриках в Европе невозможно насчитать такого разнообразия градаций качества, как у многих наших оптовиков, и возникает справедливый вопрос: откуда же они берутся?

Сразу предупреждаю, что выбрав только торговлю оригиналом или сортировкой, рано или поздно вам придется искать второе, а потому лучше всего со старта сформировать ассортимент магазина пополам из сортировки и оригинала, а потом добирать то, что будет лучше продаваться.

Все тонкости и нюансы этого в этом коротеньком опусе я, конечно же, описать не мог, но надеюсь, что теперь вы не с голыми руками пойдете в Ваш первый бой – разговор с потенциальным поставщиком и не пополните ряды горе-бизнесменов, которые товар купили, а торговать так и не начали.

И на закуску я оставил самое вкусное:

Финансовые расчеты

Если Вы работаете в налоговой инспекции, то настоятельно просим Вас покинуть сайт )).

Расчет рентабельности можно делать по-разному, но цифра на выходе как правило не меньше 30-50%, я имею ввиду чистую прибыль на общие затраты, в которых уже учтены непроданные остатки, которые не должны превышать 30%. Себестоимость товара составит 30-35%. Советую сразу рассчитать суму общих затрат в день, для того, чтобы определить точку безубыточности – например при среднедневных затратах 220 грн магазин должен наторговать 440 грн, чтобы их покрыть, все, что выше – уже прибыль на 50%.

Как говорил один мой знакомый, пока я не рассказал тебе об этом, ответственность за твое решение лежала на мне, теперь ты это знаешь, а значит ответственность уже на тебе…

© Secondhand.uz.ua

Комментариев нет: